Гид по Твери. Самые интересные достопримечательности Твери.
«Главный дом» - хостел-гостиница европейского уровня в центре г.Твери

Гид по Твери

Главная  >>  Гид по Твери

Тверь – один из древнейших городов в Центральной России, областной центр, расположенный на берегах трех рек Волги, Тверцы и Тьмаки. Подобно большинству русских городов, Тверь за восемь с лишним веков своего существования пережила множество потрясений. Город сгорал дотла, разорялся в результате княжеских междоусобиц и иноземных нашествий. Наполненная драматическими событиями история древнего верхневолжского города не могла не отразится на его архитектурном облике. Этот облик менялся из века в век, однако и до наших дней сохранились его своеобразие и неповторимость.

Наш город, находясь между двумя столицами, не похож ни на одну из них. За свою многовековую историю он смог сохранить самобытный характер, позаимствовав у столиц лишь самые лучшие черты. «Петербурга уголок» и «В Москву дверь» — так величали Тверь когда-то, так продолжают называть ее и сейчас.

В Твери работали такие известные и талантливые архитекторы как Петр Романович Никитин, Николай Александрович Львов, Карл Иванович Росси, Матвей Федорович Казаков. Благодаря этим великим мастерам Тверь сейчас обладает уникальными памятниками барокко и классицизма, среди которых можно выделить как отдельные здания, так и величественные ансамбли городских площадей и набережных. Тверские памятники – это время, запечатленное в камне.

Датой основания Твери считают 1135 год, хотя у исследователей есть разногласия на этот счет.

Мы собрали для вас самые интересные факты про достопримечательности Твери.

 

Архитектурные памятники и ансамбли Твери

Архитектурные ансамбли г.Твери

Особую роль в формировании архитектурного облика Твери играют городские ансамбли, созданные в ходе перестройки города по регулярной системе.

площадь ленина

Одним из главных элементов регулярной трехлучевой планировки Твери является Фонтанная площадь (ныне пл. Ленина). Это средняя из трех площадей, устроенных по оси главной улицы (Советской), идущей параллельно Волге. Она прекрасно сохранилась.

Местоположение и форма площади были определены уже в первых регулярных планах Городской части Твери, выполненных П.Р. Никитиным в 1763 году. Предполагаемый в центре фонтан с бассейном фигурных очертаний обусловил название площади, которая в к.XVIII-XIXвв. имела и другие наименования: Екатерининская, Монументная, Судейская, Восьмиугольная. Первоначальный проект ее застройки, разработанный Никитиным, был утвержден Екатериной II в 1767 году.

Площадь задумывалась как административно-общественный центр заново отстроенного города. По периметру проектировались 4 одинаковых здания: магистрат с полицией и словесным судом, «дворянский дом», школа и соляной «магазейн» (склад), — которые отличались только по внутренней планировке.

Первыми были сооружены магистрат (1774г.) и соляной магазейн (1771-1773гг.). Дворянство из-за отсутствия средств отказалось от замысла строительства дворянского дома, школа также не была построена.

губернское правление

В связи с учреждением 25 ноября 1775 года Тверского наместничества места школы и «дворянского дома» должны были занять 2 корпуса присутственных мест. Один из них предназначался для губернского правления и казенной палаты, другой для уголовной и гражданской палат. Новый проект был выполнен Никитиным, очевидно, в самом конце 1775 года, а утвержден Екатериной на следующий год, когда Никитина уже не было в Твери. Дальнейшей застройкой Фонтанной площади занимался тверской губернский архитектор Ф.Ф.Штенгель.

Здания, построенные на песчаном грунте из крупных валунов, начали сразу разрушаться (появились трещины в стенах). Для их исправления в 1784 году были вызваны архитектор Франческо Буци и работавший на строительстве Исаакиевского собора в Петербурге «каменный мастер» итальянец Игнацио Пинкетти. Сложившийся ансамбль был дополнен монументом императрице Екатерине II, который возвели в центре площади по инициативе тверского дворянства. Заложенный в 1777 году по проекту Ю.М.Фельтена, он был единственным прижизненным памятником Екатерине II. Монумент представлял собой гранитный обелиск из дикого камня, завершенный медным позолоченным шаром (разобран в 1811 году).

На протяжении XIX — начала XX веков назначение зданий неоднократно менялось. Только корпус губернского правления в течение всего этого времени сохранял первоначальные функции. Магистрат был переведен в другое здание, в корпусе гражданской и уголовной палат после реформы 1864 года разместились соответствующие судебные учреждения. Сильно обветшавшее здание соляного магазейна в начале 20 века было разобрано, а на его месте в 1913-1915гг. по проекту архитектора И.В.Скрутковского построен банк.

Сквер на площади разбили во второй половине XIX века. В 1926 году в северной части сквера поставлен памятник В.И. Ленину (скульптор С.Д.Меркулов), разрушенный в 1941 году во время оккупации. Новый памятник сооружен в 1959 году (скульпторы Б.П.Барков и П.В.Кениг, архитектор Д.Н.Мельчаков).

Фонтанная площадь принадлежит к наиболее ярким градостроительным ансамблям, созданным в губернских городах России во второй половине XVIII века. Ее застройка отражает 2 этапа в развитии архитектуры Твери: переход от барокко к классицизму и ранний классицизм.

Здание губернского правления (городская администрация) – это одна из лучших общественных построек в Твери в стиле раннего классицизма, которая своим представительным обликом отвечает характеру главных губернских административных учреждений. С момента постройки оно ни разу не перестраивалось, поэтому сохранило первоначальное декоративное убранство и общую композицию.

В здании губернского правления служил М.Е.Салтыков-Щедрин, назначенный вице-губернатором Твери в 1860 году. Также он был редактором газеты «Тверские губернские ведомости». Тверь и ее тогдашние жители запечатлены в произведениях «История одного города», «Господа Головлевы» и многих других.

Корпус гражданской и уголовной палат (городская Дума) построен по одному проекту с губернским правлением, поэтому их фасады, декор и композиции аналогичны.

Двухэтажное здание банка с редкой для своего времени точностью воспроизводит формы 2 более ранних корпусов ансамбля – губернского правления и корпуса палат.

Магистрат (здание ТЮЗа) — самая ранняя постройка ансамбля, единственный его элемент, оставшийся от первоначального проекта. Сооруженное в формах, переходных от барокко к классицизму, здание характерно для первого этапа регулярной застройки Твери ( в настоящее время находится на реконструкции).

В Тверском магистрате на одной из низших канцелярских должностей служил Иван Крылов, будущий известный баснописец. Здесь он написал первую комическую оперу «Кофейница».

Гармоничный ансамбль зданий бывшей Фонтанной площади и в наше время создает впечатление единства, завершенности и величия. Здания украшены множеством архитектурных деталей, характерными для определенных стилей.

путевой дворецСреди Тверских архитектурных ансамблей известен также Императорский Путевой дворец. Путевой дворец – свидетель многих событий, которые происходили и происходят в жизни города. Он представляет собой целый историко-архитектурный ансамбль на берегу Волги – самое значительное произведение зодчества в Твери. Возведенный на территории кремля в центре города, Путевой дворец более двух веков доминирует в его объемно-планировочной структуре и до 1930-х годов выделялся городской панораме благодаря органичной связи с находившимся поблизости ансамблем Спасо-Преображенского собора. Когда собор и колокольню снесли, обеднела грандиозная многоплановая композиция.

Главное здание ансамбля – радикально перестроенный архиерейский дом, в покоях которого 12 мая 1763 года начался пожар, опустошивший весь город. Обновлять выгоревший архиерейский дом поручили московскому архитектору П.Р.Никитину, которому поначалу помогали «заархитектора» (архитекторские помощники) П.И.Обухов и М.Ф.Казаков, впоследствии прославивший русское зодчество.

В 1764 году руины выгоревшего дома разобрали и приступили к строительству нового здания с помещениями для кратковременного пребывания Екатерины II в предстоящих путешествиях. По крайней мере к весне 1767 года был готов П-образный дворец с глубоким курдонером, но еще без павильонов  на торцах по линии въезда (со стороны собора) – самых эффектных элементов общей композиции. Строительство и отделку павильонов завершили в 1778 году, когда освятили Екатерининскую церковь в западном павильоне.

От хозяйственного комплекса тех лет уцелели жилой двухэтажный флигель с одноэтажными крыльями и каретный сарай. Так закончился первый этап в биографии Путевого дворца, ориентированного на визиты царствующих особ. К покоям царицы сходились и аллеи специально разбитого на берегу регулярного парка.

Второй этап связан с изменениями в самом начале XIX века функций ансамбля, когда он превратился в парадную резиденцию принца Георга Ольденбургского, генерал-губернатора Тверского, Новгородского и Ярославского и директора Главного управления путей сообщения. Для принца и его супруги (великой княгини Екатерины Павловны) дворец переделывал К.И.Росси, прибывший в Тверь с помощниками – О.Бове и З.Дылдиным. Он дополнил анфиладу залов коридорной планировкой, зрительно связал парк и двор курдонера, изменил декор (главным образом в интерьерах, где использовал искусственный мрамор, драпировки, наборные полы, лепные и расписные плафоны). Фронтон в среднем ризалите дворца Росси заменил ступенчатым аттиком со статуями работы Г.Замараева на углах. По центру аттик завершала скульптурная группа, созданная Г.Ротчевым. Мебель для дворца изготовили в знаменитой петербургской мастерской Гроссе.

Ко второму – ампирному – периоду относится и гауптвахта, построенная в 1838-1839 гг. по проекту архитектора И.Ф.Львова. Тогда Путевой дворец принадлежал военному ведомству.

Третий этап в строительной истории Путевого дворца – 1864-1871 гг. Архитектор А.И.Резанов усложнил фасадное убранство жестковатыми и измельченными формами, чтобы усилить впечатление богатства, а также дополнил прежнюю объемно-пространственную композицию двумя большими балконами. С 1898 года долго пустовавший дворец стал резиденцией тверского губернатора.путевой1

Помимо членов царской семьи и высших чиновников в Путевом дворце побывали историк Н.М.Карамзин, художник О.А.Кипренский, баснописец А.Е.Измайлов, писатель И.И.Лажечников, поэты В.А.Жуковский и Ф.Н.Глинка.

Путевой дворец существенно пострадал в войну 1941-1945 гг. восстановительными работами 1946-1948 гг. руководил архитектор И.Е.Бондаренко, которого сменил Н.Я.Колли.

Дворец выстроен «покоем». Главный объем соединен двухэтажными переходами с павильонами. Вход на парадном фасаде дворца ведет в вестибюль с двумя рядами колонн. Над вестибюлем – парадный зал, вытянутый вдоль фасадов. Помещения по внешней стороне дворца связаны анфиладами.

В главном корпусе ансамбля Императорского дворца располагается Головной музей Тверской областной картинной галереи.

Коллекция галереи насчитывает боле 25 тысяч произведений отечественного и зарубежного искусства (живопись, графика, скульптура, мебель, декоративно-прикладное искусство). Постоянная экспозиция размещается в 11 залах и знакомит посетителей с «Памятниками православной художественной культуры XIV-XIXвв.», «Русским искусством XVIII-XIX столетий» и сменными выставками, по которым организуются обзорные и тематические экскурсии и лекции, просмотры видеофильмов, мультимедийные программы.

Тверская картинная галерея хранит подлинники творений В.П.Боровиковского, И.И.Левитана, Е.И.Репина.

Тверской Императорский путевой дворец переживал не лучшие времена до 2015 года – он нуждался в срочных реставрационных работах. В июле 2015 года реставрационные работы окончены, восстанавливается императорский сад. Открытие ансамбля запланировано на сентябрь 2016 года. Однако даже то состояние, в котором он находится на данный момент, позволяет оценить необыкновенную роскошь и величие дворца – главного архитектурного шедевра Твери.

Наряду с сооружением Путевого дворца в первые годы реконструкции Твери основное внимание Фермором и «Конторой строения Твери» было уделено жилой застройке города. Центральные кварталы Городской части предназначались для каменных двухэтажных домов. Для них было предложено 2 варианта фасадов: «первого номера» и «второго номера».

Наиболее полноценной по сохранности частью набережной являются 6 каменных двухэтажных домов, располагающихся между Студенческим (бывшим Владимирским) переулком и ул.Володарского (бывшей Скорбященской).Это дома №№11-16.В отличие от остальных участков набережной Степана Разина, все постройки в этом квартале были возведены двухэтажными еще в XVIII столетии.

Вероятно, именно этот участок набережной возводился как образец застройки «единой фасадой». Основу блока составили 6 типовых домов с антресолями и проездом в центре. Вариации допускались лишь при декорировке фасадов.

Судьба сохранила эти дома до наших дней, а их внешний облик изменился лишь в малой степени.

В 1910-е годы 6 домов на набережной оказались поделены между 9, а накануне революции – даже 10 владельцами.

В средней части набережной (от Студенческого пер. до ул.Трехсвятской) расположены  дома №№7-10. Здания сооружены в 1766-1768 годах по образцовому проекту первого номера. Каждый дом предназначался, по-видимому, для 2 хозяев. Это один из лучших по сохранности комплексов жилой застройки «сплошной фасадой».

Ризалиты домов №7 и №8 покрыты ленточным рустом и завершены лучковыми фронтонами, в тимпане которых рельефно выложена дата окончания строительства – «1768 году».

Ансамбль жилых домов набережной Степана Разина является наиболее ярким и целостным по отношению к другим городским ансамблям жилых построек. Он выделяется как доминанта на берегу Волги и создает впечатление классического европейского города.

 

Тверские храмы

Тверь по праву можно назвать городом с богатыми религиозными традициями. На начало XX века в Твери насчитывалось около 50-ти православных храмов, большая часть из них, расположенные в Центральном и Заволжском районах, были разрушены в 30-е годы, во время бурной застройки города, остальные практически все были закрыты и переданы в пользование различным учреждениям. Тяжелая судьба постигла символ Твери – Спасо-Преображенский собор.

Грандиозный собор Святого Спаса Преображения был заложен в 1285 г. Располагаясь на территории тверского кремля, он в буквальном смысле был центром, от которого расходились все тверские пути-дороги. Рядом с собором долгое время возвышалась деревянная звонница, на которой висел большой набатный колокол, призвавший тверичей к восстанию против Чолхана в 1327 г. этот колокол после восстания был снят московским князем Иваном Калитой и вывезен в Москву.

спасо-преображенскийСпасо-Преображенский собор тверичи называли «Домом Святого Спаса», но в определенном смысле таким «домом» был не только собор, но и вся Тверь. Сияющий от золота главный купол собора (редкость по тем временам, отсюда прозвание – «Спас Златоверхий»), возносящийся в серое и чаще всего пасмурное северное небо, наглядно воплощал тайну Преображения – претворения человеческого духа в ослепительный свет Истины и Добра.

Сегодня на месте собора стоит часовня Всех тверских Святых. Ее построили силами общины Спасо-Преображенского кафедрального собора  г. Твери. Часовню спроектировал известный тверской архитектор В. Курочкин.

На 1 января 2009г.  в Твери действуют 29 православных храмов, 13 домовых церквей, 11 часовен, 2 женских монастыря (Христорождественский и Екатерининский), католический костел, мусульманская мечеть и еврейская синагога.

Основными доминантами культурного ландшафта Твери являются православные храмы. Среди них особое место занимает Успенский собор несохранившегося Отрочь монастыря.

успенский соборУспенский собор расположен в Заволжье, на левом берегу Волги при устье реки Тверцы, на небольшой площади перед речным вокзалом, сооружённым на месте снесённых монастырских зданий.

Успенский Отрочь монастырь, по преданию, основан в 1260-е годы отроком Григорием.   Тверская легенда связывает основание монастыря с князем Ярославом Ярославичем и его второй женой княгиней Ксенией. Ксения – дочь простого причетника (служителя церкви низшего ранга) из села Едимонова, что находится  в 40 км от Твери. Ксения была обручена с великокняжеским отроком Григорием и в скорейшем времени должна была выйти за него замуж. Однако великому князю и простой сельской девушке в одну из ночей приснился сон, в котором они увидели друг друга сужеными. После этого Ярослав Ярославич отправился посмотреть невесту отрока и с удивлением узнал в ней девушку, виденную им во сне; узнала своего жениха и Ксения. В тот же день состоялось венчание пары, указанной перстом Божиим, а Григорий в тоске принял монашеский чин и поселился на левом берегу Волгни, в лесу, у места впадения в Волгу Тверцы. Именно на этом месте появился позднее монастырь, названный Отрочь.

В тоже время была сооружена деревянная Успенская церковь, вместо которой впоследствии возвели каменный собор. Большинство исследователей датируют его последней четвертью XIII века и считают, что храм был заложен как трёхапсидный, но в ходе строительства осуществлён с одной апсидой. На рубеже XV-XVI веков в монастыре, возможно, появились и другие каменные постройки: во время археологических раскопок 1986 года здесь были найдены терракотовые плитки с рельефным растительным орнаментом, характерные для этого периода.

В XVI веке монастырь служил местом заточения видных опальных лиц, в том числе учёного Максима Грека и ярого противника Ивана Грозного митрополита Филиппа. В начале XVII века в монастыре кроме каменного собора, согласно описи, существовали тёплая церковь Петра Митрополита с трапезной, деревянные колокольня, настоятельские и братские кельи, а так же полуразвалившаяся каменная палата с погребами возле ворот. Окружала его деревянная ограда с двумя воротами: Святыми со стороны Тверцы и другими со стороны города.

К началу XVIII века собор сильно обветшал и по инициативе тверского митрополита Сильвестра Крайского в 1722 году возведён заново на средства монастыря и местного купца И. Корыхалова. Все постройки монастыря, за исключением Успенского собора, в 1932-38 годах были снесены.

Успенский собор – интереснейший тверской храм послепетровского периода, в архитектуре которого своеобразно переплетены западнорусские формы и черты нарышкинского стиля. Росписи сохранилась фрагментарно – имеются многочисленные осыпи красочного слоя, цветовая гамма искажена. В настоящее время почти все композиции выдержаны в зеленовато-коричневых тонах. Этот собор —  уникальное для Твери произведение в стиле барокко, где изображения отдельных святых напоминают парсунные украинские портреты.

белая троицаСтарейшим храмом Твери является Троицкая церковь или, как ее еще иначе называют, собор Белая Троица. Он был построен в 1564 году на средства купца Гавриила Андреевича Тушинского, происходившего из числа тех московских купцов, которых при Иване Грозном переселяли в другие города. Предполагают, что строил Белую Троицу Гавриил Дмитриевич Маков, который тремя годами позже возвел собор Свенского монастыря под Брянском.

На южной стене храма частично сохранилась надпись на древнерусском языке, повествующая о сооружении Белой Троицы:

«Лето 7072 совершен бысть сии храм во имя Живоначальныя Троицы месяца августа 15 при благоверном царе Великом князе Иване Васильевиче и всея России и при епископе Акакии Тферьскомъ замышлениемъ и строением раба Божия Гавриилъ Андреева Тоушиньского».

Первоначально храм имел 1 или 3 главы, а к 1584 году стал семиглавым. В конце XVIII века облик изменился – окна были растесаны, боковые порталы переделаны в окна, установлен новый иконостас, стены оштукатурены и расписаны стены. В конце 70-х годов XVIII века был пристроен придел в честь преподобного Ефрема Новоторжского, основателя Борисоглебского монастыря в Торжке. Второй придел – во имя святителя Арсения, епископа Тверского, и мученицы Татьяны – возвели у северо-западного угла церкви уже в 60-х годах XIX века. В то время так же, как и сейчас, храм окружала ограда, имевшая несколько ворот.

Под главами храма имеются 2 свода, между которыми над алтарями устроены 3 потайных помещения. Они предположительно предназначались для сохранения церковной утвари и книг во время вражеских нападений. По преданию, они служили и убежищем для горожан во время польско-литовского нашествия.

В средневековье вокруг Троицкой церкви существовало кладбище.

После того как в 1777 году был выполнен план регулярной застройки Затьмацкой части Твери, Белая Троица оказалась недалеко от границы города, у Старицкой заставы. Позже градостроительные планы изменились, между городской границей были разбиты несколько кварталов, и церковь таким образом стала практически центром Затьмачья. Вокруг храма сформировалась Троицкая площадь, которую пересекли 2 улицы. Ту, что шла в сторону Кремля, назвали Троицкой. Троицким назван и переулок, ведущий к Волге.

С храмом Белая Троица связано несколько старинных преданий. Одно из них рассказывает о существовании подземного хода длиною до 250 сажен, в котором жители города прятали свое имущество и укрывались сами во время набегов неприятелей. Однако уже в XIX веке исследователи говорили о том, что это только красивая легенда.

В настоящее время в соборе находятся мощи святого Макария Калязинского, основателя Троицкого Калязинского монастыря, а также особо чтимые иконы Живоначальной Троицы и Николая Чудотворца и икона мученицы Татианы с частицей мощей. Иконостас, сохранившийся в церкви, датируется XVIII веком, а настенная живопись была выполнена в конце XVIII – начале XIX века.

Белая Троица – единственный храм в Твери, который ни разу не закрывался в советское время.

В середине XVIII века во всех посадах Твери были построены новые каменные храмы. Все они принадлежали к характерному для Твери типу восьмерик на четверике, но в отличие от памятников предшествующих лет, церкви XVIII века тяготели к барокко, хотя и сохраняли отдельные реминисценции более ранних лет. Среди них особое место занимает церковь великомученицы Екатерины.

Этот великолепный храм стоит при слиянии Тверцы и Волги. В начале XVIII века здесь на этом месте находились три ветхие деревянные церкви: Троицы, Николая и Екатерины. Последняя просуществовала до 1774 года, когда вместо неё,  по благословению архиепископа Платона, была сооружена нынешняя церковь Екатерины с небольшим Никольским приделом. Строилась она с 1774 по 1781 год.

По преданию, императрица Екатерина II пожертвовала на постройку храма 500 рублей. В 1806 году Екатерининская церковь была расширена – по проекту губернского архитектора А.А. Трофимова: с  юга был пристроен придел в честь Рождества Иоанна Предтечи и иконы Божьей  Матери «Умиление». 19 октября 1813 года он был освящён.

Затем стены храма украсили росписью, а к церкви пристроили паперть.

В 1-й половине XIX века на южной границе церковного участка, обращённой к Волге, возведена кирпичная ограда с угловыми башнями и воротами, перестроенная во 2-й половине XIX века в лавки и церковную сторожку.

Рядом с храмом возвышалась трёхъярусная колокольня. Её верхняя часть была разрушена во время военных действий в 1941 году, а затем колокольню разобрали до первого яруса.

В советский период на территории церкви размещались гараж, мастерская, склад. Настенные росписи были утрачены. Ради хозяйственных нужд была изменена даже внутренняя планировка храма.

В декабре 1989 года Екатерининская церковь вновь стала действующей, хотя в это время основную храмовую и алтарную часть занимало госучреждение.Церковь Великомученицы Екатерины

В 1996 году Екатерининская церковь, ранее относившаяся к Оршину женскому монастырю, преобразована в Свято-Екатерининский женский монастырь.

В 2001-2002 годах были восстановлены утраченные в XX веке верхние ярусы колокольни, но с изменением первоначальных пропорций и упрощением деталей. К настоящему времени не сохранились башни ограды; частично сбит лепной декор на фасадах; утрачены росписи в храме.
Все здания комплекса кирпичные, оштукатуренные, с деталями из белого камня. Они образуют своеобразный ансамбль с приходским храмом, в стиле барокко и более поздними строениями в стиле классицизма, играющий исключительно важную роль в панораме Затверечья.

Церковь Великомученицы Екатерины – один из замечательных образцов культовой архитектуры Твери последней четверти XVIII века в стиле барокко, с оригинальными пристройками в формах классицизма.

церковь ВознесенияОдним из главных храмов Твери является Вознесенская соборная церковь. Она расположена в центре города Твери, на пересечении улицы Советской с Тверским проспектом. Она играет важную роль в окружающей застройке. Северным фасадом выходит на Советскую, а западным – на проспект. В конце XVI-XVII вв. здесь стояли две деревянные церкви: Вознесения (холодная) и Богоявления (теплая); последняя сгорела в 1725 году, а ее престол был перенесен в Вознесенскую в качестве придела. В 1747 году ее уничтожил пожар и в 1749-51 гг. на средства прихожан выстроили каменный одноименный храм с приделом, пострадавший от огня в 1763 году и восстановленный в 1768 году.

Строительство нового храма было осуществлено губернским архитектором И.Ф. Львовым в 1826-36 гг. Строился он на средства купцов И.Ф. Татаринцева и Ф.Н. Боброва. Главный престол дал название и всему собору. Южный предел посвящен Богоявлению Господню, а северный – преподобным Антонию и Феодосию Печерским.

По словам очевидцев, храм выглядел просто величественно. При строительстве нового храма была частично использована кирпичная кладка здания XVIII века (фрагменты стен юго-западного угла основного объема), а также оставлена старая колокольня. Главный вход в храм, который выходит на современный Тверской проспект, оборудовали подиумом со ступенями. Для отделки был использован белый камень. Его использовали при строительстве колонн, карнизов, цоколя, ступеней храма и колокольни. Работа старицких каменотесов вызывала восхищение. Храм был выкрашен охрой, детали декора побелены. Чтобы северный фасад органично вписался в регулярную застройку, ему придали парадный облик. Заново был сделан иконостас. Иконы писались тверскими живописцами Пешехоновым, Сухоревым, Садовниковым. В 1879 году в церкви случился пожар. В результате в начале XX века были проведены реставрационные работы. В 1902-03 гг. по проекту губернского архитектора В.И. Назарина надстроен верхний ярус колокольни.

Так формировался облик одного из лучших  в Твери памятников культового зодчества в стиле позднего классицизма, который отличают монументальность и величественность архитектурного облика.

image description

В 1930-х гг. храм был закрыт и  долго использовался как склад. В 1936 году здание передали областному краеведческому музею, а в последние десятилетие советской власти здесь располагалась промышленная выставка. В 1972 году под руководством архитектора А.И. Кустова была проведена реставрация здания. Тогда внутри были сделаны междуэтажные перекрытия и перегородки, настенные росписи забелены.

Богослужение в Вознесенской церкви возобновились в Рождество в 1993 году. В этом же году она была возвращена епархии и стала соборной.  Новые реставрационные работы проведены в 1990-х годах архитекторами Г.П. Лебедевой и А.В. Прохоровым.

С июля 1994 года возобновлен и крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери из Христорождественского монастыря в собор Вознесения Господня.

Тихвинская икона Божьей Матери и икона Божьей Матери «Тучная гора» являются святынями храма. Обе иконы – новонаписанные.

По преданию, Тихвинская Богоматерь была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V веке она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где для нее построили Влахернский храм. За 70 лет до взятия турками Константинополя икона покинула храм и в 1383 году явилась чудесным образом над водами Ладожского озера. Явление ее видели рыбаки. Но недолго простояла икона на воздухе и вскоре унеслась вдаль. На месте ее явления поставили часовню. Вскоре образ обнаружился у деревни Моченицы, у реки Тихвины, затем чудотворная икона явилась на реке Кукове. Здесь отслужили молебен и решили поставить на реке храм. Но наутро икона исчезла, и обнаружена была на расстоянии 90 саженей, вместе с основанием под храм. деревянный храм во имя Ее Преславного Успения построили на левом берегу реки Тихвины. Много чудес явила Пресвятая Богородица через Свою Тихвинскую икону, но наиболее замечательным явилось спасение Тихвинской обители от нашествия шведов в 1613 году, после которого икона Тихвинской Божией Матери стала почитаться национальной святыней.
Празднование в честь иконы Божией Матери Тихвинской совершается 9 июля (26 июня по старому стилю).

Она хранилась в Тихвинском монастыре, а по России распространилось большое количество списков с этого первообраза, и многие из них прославлены чудесами. Один из таких списков и находится в Вознесенском соборе.

Икона Божьей Матери «Тучная гора» также является тверской святыней. На иконе Богоматерь изображена на полукруглой возвышенности; на левой руке Она держит Предвечного Младенца, благословляющего десницей. Глава Ее украшена короной, а в правой руке – небольшая гора, на которой виден верх храма с куполами и крестами.

История иконы восходит к XVII веку, когда тверской горожанин, сын крещеных татар, Косма Волчанинов с помощниками проводил ремонт в одном из тверских монастырей. Работы были выполнены с отличным качеством, и во многих местах их объем даже превышал то, о чем первоначально договаривался Косма с настоятелем монастыря. Видя столь похвальное усердие Волчанинова настоятель решил отблагодарить подрядчика и предложил Косме выбрать себе в подарок какую-либо монастырскую икону. Волчанинов выбрал «Тучную гору». Как великую святыню Косма Волчанинов принес икону домой, где позже, завещал своим потомкам почитать эту икону, и в тот момент, когда не останется в его роде наследников по мужской линии передать ее в храм Божий. Но при внуке Козмы икона была забыта и вынесена на чердак.

Вскоре в доме возникла рознь. Невестка внука терпела от мужа оскорбления и побои и решила наложить на себя руки. Она задумала уйти в баню и удавиться. Выбрала минуту, когда все домашние были заняты делами, и вышла из дома. Но вдруг перед ней явился монах. «Куда ты идешь, несчастная», — сказал он строго, — «воротись назад, помолись Божьей Матери «Тучной горе» — и жить тебе будет хорошо и покойно». Действительно, невестка обрела спокойствие, и в их семье наступил мир. Нынешнее празднование иконе Божией Матери “Тучная гора” совершается в память избавления невестки Волчанинова.

У Волчаниновых икона хранилась более 150 лет. Когда же мужская линия наследников прекратилась, образ перешел к единственной наследнице – Екатерине Волчаниновой, вышедшей замуж за Георгия Коняева. В доме Коняевых всенощная перед чудотворным образом совершалась не только 24 марта, как прежде у Волчаниновых, но и 7 ноября. На поклонение иконе в их дом приходило с каждым годом все большее и большее количество богомольцев. Особенно часто приходили матери с больными детьми, которые неоднократно получали исцеление при помазании их елеем из лампады. Перед иконой постоянно теплились три лампады; благодарные почитатели украсили ее серебряной вызолоченной ризой.

Когда в 1863 г. в Смоленской кладбищенской церкви было решено устроить придел для служения ранних литургий, туда явился старец Коняев и просил устроить еще один придел — во имя иконы Божьей Матери “Тучная гора”. “У меня в доме, — сказал он, — эта икона находится более 50 лет; я теперь стар, сыновей у меня нет. Для иконы же лучшее место — в храме Смоленской Божьей Матери, потому что место, на котором устроена эта церковь, в старину называлось “горой”, как самое высокое место городской части. На этой горе в прежнее время жители спасались от наводнений. Пусть же Царица Небесная “Тучная гора” почивает Своей благодатью на этой горе и покрывает всех, здесь погребенных, Своей милостью”. Его просьба была исполнена. Постройка второго предела в честь чудотворного образа завершилась в 1866 году 95-летний старец Коняев имел счастье своими руками принести с Крестным ходом туда икону.
        На протяжении трех предреволюционных столетий икона Божьей Матери «Тучная Гора» многократно являла многочисленные чудеса. Ее брали в дома благочестивых граждан. К ней приносили детей для исцеления, с нее делали списки, которые в свою очередь тоже оказывались благодатными. К сожалению, после закрытия Смоленского храма икона исчезла. Но не исчезла память об иконе «Тучная Гора». По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в 1993 году был написан список иконы «Тучная Гора» и возобновлено торжественное почитание этой иконы. Память св. иконе Божией Матери «Тучная Гора» отмечается трижды: 16 июля в честь освящения престола, 24 марта в честь первого чуда от иконы и 7 ноября по древнему обычаю.

Среди святынь особо почитаются хранящиеся в соборе мощи святого великомученика архиепископа Тверского Фаддея, расстрелянного НКВД 31 декабря 1937 года. 29 декабря 1994 года состоялось торжественное перенесение мощей священника архиепископа Фаддея.

При соборе уже не один год действует паломническая служба, предлагающая поездки к православным святыням и существует Воскресная школа, где ученики изучают Закон Божий, историю РПЦ и церковнославянский язык. А также функционирует детский церковный хор и кружок художественной выставки.

К наиболее хорошо сохранившимся памятникам классической культовой архитектуры в Твери относится Церковь Трех Исповедников. Ее композиция демонстрирует элементы нескольких стилей – барокко, классицизма и ампира.

Воскресенская церковь с приделом трех исповедников – Гурия, Самона и Авива (покровители супружества, брака и семьи) – была построена в 1728-1731 годах на средства купца Г.Седова. Тогда же были обновлены фасады храма и трапезной. Первоначальная композиция храма состояла из основного объема типа восьмерик на четверике с крупной, лишь слегка суженной полукруглой апсидой, прямоугольной трапезной с сильно выступающим северным приделом, а также колокольни (сохранились только 2 нижних яруса-четверика).

В 1930-х годах разобраны верхние ярусы колокольни: квадратный ярус звона и небольшой восьмерик-резонатор, увенчанный купольной кровлей со шпилем. Тогда же были утрачены иконостас и настенная живопись в интерьере.

В 1815-1822 годах на средства городского головы Е.Зубчанинова по проекту К.И.Росси был возведен южный придел (во имя Божьей Матери «Взыскание погибших») в стиле ампир. Это одна из самых ранних работ прославленного русского архитектора. В результате данной перестройки более поздний массивный прямоугольный придел целиком закрыл южный фасад четверика храма, который  оформлен монументальным портиком с 4 трехчетвертными каннелированными колоннами римско-дорического ордера. Перед южным приделом сильно выступает открытая паперть с белокаменной площадкой и литыми чугунными ступенями.

В итоге храм с характерной для середины XVIII века композицией и декором в духе нарышкинского барокко переделан в классическом стиле; пристроенный придел выполнен в стиле ампир.

В настоящее время церковь Вознесения возвышается  посреди площади-«кармана» – одной из трех, устроенных по регулярному плану на левом берегу Волги и открытых в сторону реки, и является одной из главных архитектурных доминант в панораме Заволжья.

В Твери не только возрождаются к жизни старые храмы, но и строятся новые.

Церковь Святого благоверного князя Михаила Ярославича ТверскогоВ 2002 году близ устья Тьмаки там, где находился древний Федоровский монастырь, была воздвигнута Церковь Святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. Инициатором сооружения стал тогдашний глава города Белоусов А.П.(1947-2003). Проект храма был разработан архитекторами А.Ю.Барковским и В.В.Курочкиным. Храм стал украшением города. Он выстроен в древнерусских традициях: небольшой, с одной главкой,  увенчан закомарами, фасады расчленены лопатками.  Храм напоминает знаменитую церковь Покрова на Нерли. Очень символично месторасположение храма – на острове Памяти, близ обелиска. Он словно горящая свеча, знак молитвенного обращения к Богу о душах павших за Родину.

Храмы и соборы Твери – этот не только хорошо сохранившиеся памятники архитектуры разных эпох. Тверские храмы издревле были источниками веры, надежды, спасения для тех, кто нуждался в помощи. Вручая в последний час свою душу Господу, тверитянин наверняка перебирал в своей памяти обличья родной земли с тем же вниманием и любовью, с какими он вспоминал милых сердцу людей. Хочется надеяться, что традиции православия в Твери и любви к родному городу не угаснут еще долгое время, а тверские храмы будут по-прежнему сиять золотом куполов даже на фоне серого пасмурного неба.

 

Памятники советской архитектуры 

Советская эпоха оставила неизгладимый след в истории России. Это время ознаменовалось также и широким размахом городского строительства, которое серьезно повлияло на уже сложившуюся систему планировки улиц и площадей. В Твери советская архитектура, наряду с современной, является, пожалуй, преобладающим направлением. Очевидно, что сохранность памятников советского периода исключительная.

Речной вокзалРечной вокзал, расположенный на месте слияния рек Волги и Тверцы, является одним из наиболее выразительных сооружений советского времени. Оно отличается интересной, несколько объемной композицией и оригинальным декором. Полукруглые линии арок, белые очертания колонн, открытые террасы и лестницы – все это выделяет центральную часть здания и придает ему монументальный вид. Вокзал был построен в 1937 году по проекту архитекторов П.П.Райского и Е.Н.Гаврилова и является композиционным центром архитектурного ансамбля Заволжской части города.

звездаТакже в 1937 году был открыт один из крупных и самых популярных развлекательных центров города – кинотеатр «Звезда». Сейчас он имеет 2 современно оборудованных кинозала, а также бар-гостиную. Само архитектурное оформление кинотеатра несколько отличается от построек города. Это связано с тем, что поначалу архитектурный план его предназначался для города Самарканда, но его построили в Твери. Здание построено по проекту московского архитектора В.П.Калмыкова с тиле позднего советского конструктивизма. Вход расположен в довольно глубокой нише. Главный фасад обрамляют 2 круглых павильона, прорезанные вытянутыми по вертикали окнами. Особую выразительность облику здания придает цветовое сочетание темно-красных стен и побеленных декоративных элементов.

Тверской драматический театрПрекрасный образец советской архитектуры — Тверской драматический театр, основанный в 1921 году. Сегодня он хорошо известен зрителю как театр, который продолжает и развивает традиции русского драматического искусства, работая прежде всего над классическим репертуаром, и особенно над произведениями русской классической литературы и драматургии. Подтверждением тому являются такие спектакли, как «Вишневый сад», «Чайка» А.П.Чехова, «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина и др. здесь также проходят спектакли по мотивам произведений Шекспира, Шиллера, Дюма. Также театр отличает стабильная и высокопрофессиональная труппа, откуда вышло много талантливых актеров разных поколений.

Современное здание театра было сооружено в послевоенные годы. 1 ноября 1945 года СНК СССР принял постановление о мероприятиях по восстановлению 15 разрушенных фашистскими захватчиками городов РСФСР, в т. ч. Калинина. В последующие 10 — 15 лет город получил целый ряд зданий, построенных в стиле так называемого советского классицизма, в том числе и драматический театр (1951 г.).

Тверская областная филармонияРядом с театром находится Тверская областная филармония. Она была открыта в 1936 году. В свое время в филармонии давал концерт знаменитый советский композитор С.Рихтер. В филармонии звучит джаз, органная музыка, концертно-фортепианная музыка. Проводятся различные фестивали, например, Международный фестиваль музыки Баха, Лемешевский праздник. Большой восторг у зрителей вызывает фестиваль «Музыкальная осень», куда съезжаются выдающиеся исполнители, вокалисты из ведущих музыкальных коллективов Москвы, Санкт-Петербурга, стран ближнего и дальнего зарубежья.

К советскому периоду относятся также Дворец культуры на пл. Гагарина (1953), библиотека им. М. Горького, корпус политехнического института на проспекте Ленина (1954 г.) и др. Все эти здания играют роль доминант в окружающей городской застройке и во многом определяют современный облик города, делая его многогранным и выразительным.

 

Мосты Твери

Тверь принадлежит к числу городов, щедро одаренных природой водными артериями. Главная из них – это, конечно, Волга, крупнейшая река Европы. В центре города в Волгу слева впадает Тверца, а по правобережной части извивается река Тьмака с притоком Лазурью. Волга делит город на 2 части. Сегодня на реках нашего города насчитывается 28 мостов разного размера и назначения – малых, больших, транспортных, пешеходных.

Самый известный и красивый мост – Староволжский, сооруженный по проекту В.Точинского и Л.Машека.  Он соединяет две важнейшие площади Твери – площадь Революции и площадь Мира.

До конца XIX века Тверь обходилась плавучими мостами на баркасах. Но город рос, и такое неустойчивое сообщение стало тормозить городскую жизнь. В 1898 году казна отпустила на строительство моста для соединения Заволжья с Затверечьем 100 тысяч рублей. Однако этого было мало, и еще около 300 тысяч собрали сами горожане. Проект выбирали долго, и после многочисленных споров Дума, наконец, взяла за основу идею известного мостостроителя Гербера. Это была смелая по тем временам конструкция, напоминающая цепной висячий мост. Строительство велось 2 года – даже по нашим временам небольшой срок. В качестве главного строителя пригласили чешского инженера Машека. 8 сентября 1900 года мост был открыт для движения. При въездах на мост были установлены фонари с художественно выполненным литьем, которые в 1972 году были перенесены на Театральную площадь к памятнику Пушкину.

старый мостЗа свою более чем столетнюю историю Старый мост выходил из строя только дважды – в годы войны, когда в декабре 1941 года немцы, отступая, взорвали его главный пролет. Но уже в начале 1942 года было проведено временное восстановление, а в 1946-1947 годах мост был восстановлен полностью. В начале 80-х годов прошлого века, когда в конструкции возникла опасная вибрация, мост пришлось закрыть на реконструкцию на целых три года.

Староволжский мост – это один из символов Твери. Редко какой памятник столь ярко запоминается гостям города. И это неудивительно, ведь изящный силуэт и ажурные конструкции моста придают ему некую воздушность, легкость и напоминают «висячие мосты». Памятник А.С.Пушкину на фоне Староволжского моста можно увидеть на многих открытках и календарях с видами города. Аналог тверского моста – мост Франца-Иосифа в Будапеште.

новый мостНовый мост как автомобильная магистраль через Волгу имеет большое значение для города. В народе этот мост называют новым, но по возрасту он даже старше железнодорожного моста, который был первым построен в Твери. Дело в том, что он построен в 1850 году в Петербурге. За свою жизнь в Северной столице мост сменил много названий: Благовещенский, Николаевский (1855), мост имени лейтенанта Шмидта (1918).

Он имеет уникальнейшую историю среди мостов России. Он прославился в 1917 году, когда он еще стоял в Петербурге: во время революционных действий высота моста не дала возможности крейсеру «Авроре»  ближе подойти к Зимнему дворцу и крейсер был вынужден стрелять по Зимнему, стоя рядом с этим мостом.

Арочные конструкции петербуржского Николаевского моста были перевезены в Тверь в начале 50-х годов XX века и использованы при строительстве моста через Волгу. Мост строился в 1953-1956 годах, а  3 ноября 1956 года по нему было открыто движение. На каждой опоре моста помещен картуш с вензелем МК, то есть мост предполагалось назвать именем Михаила Калинина, но до сих пор он остается безымянным.

Тверские мосты не только связывают части города и служат в качестве транспортных магистралей, но и украшают Тверь. Они создают особенное очарование города и выделяют его из числа других областных центров. 

 

Памятники городской скульптуры

Памятники известным уроженцам Твери

афанасийВизитной карточкой Твери является памятник Афанасию Никитину. Это работа скульпторов С.М.Орлова и А.П.Захарова. Он был установлен в 1955 году. Известно, что Афанасий Никитин был путешественником, купцом, который в XV веке первым из европейцев посетил Индию и оставил после себя путевые записки под названием «Хожение за три моря». Этот памятник воспевает исторический подвиг великого тверского путешественника. Основание памятника представляет собой носовую часть судна. Создается впечатление, что этот корабль и взошедший на него Никитин вот-вот отправится в плавание. История не сохранила внешнего облика путешественника, поэтому скульптор запечатлел собирательный образ мужественного, целеустремленного русского человека. В его руке свиток – символ добрых намерений, у пояса – кошелек, в котором непременно должна находиться горсть родной земли.

Сразу два памятника в городе посвящены великому князю Михаилу Ярославичу. Один из них был установлен в 2008г. на Советской площади. Князь изображен верхом на коне. Его вытянутая рука словно благословляет жителей города, напоминая о князе как о небесном покровителе Твери.

А в городском саду установлен поклонный крест Михаилу Тверскому, сооруженный в 1999 году. Это работа скульптора Е.Антонова. Ценой собственной жизни Михаил Ярославич спас город от монголо-татарского разорения, погиб мученической смертью в Орде и был причислен к лику святых. В правой руке князь держит крест, в левой – меч. С одной стороны, он заступник, с другой – воин.круг
Один из излюбленных вопросов гостей города: «где находится памятник Михаилу Кругу?» Памятник Михаилу Кругу на бульваре Радищева совсем недавно приобрел статус одного из символов Твери. Он был открыт в 2007 году. Этот проект был специально воплощен для поклонников творчества шансонье.

 

«Они жили и творили на Тверской земле»

Одной из интереснейших скульптурных композиций  в Твери является памятник Ивану Андреевичу Крылову. Не случайно, что именно в нашем городе стоит памятник знаменитому баснописцу, ведь с тверским краем его связывает многое. Крылов не получил систематического образования, но именно в Твери он научился читать и писать.

крыловНадо отметить, что Крылов, в отличие от своих выдающихся современников, всю жизнь служил. Из Калязинского суда он перешел в тверской губернский магистрат, позднее был определен канцеляристом в Петербургскую казенную палату, затем перешел в Горную экспедицию. Он много лет был чиновником. Когда Иван Сергеевич перешел на работу в тверской магистрат, семья переехала в Тверь. Еще одно обстоятельство, связывающее Крылова с нашим городом – это то, что здесь жила его внебрачная дочь Александра Петровна с семьей, с которой он жил последние годы. Таким образом, судьба неоднократно связала Крылова  Тверским краем. Именно поэтому в 1944 году именем Крылова была названа улица, на которой он когда-то жил, а через 15 лет воздвигнут памятник.

Ряд случайных обстоятельств способствовал приобщению Крылова к большой культуре. Отец оставил в наследство сыну деревянный сундук с книгами. Каковы бы ни были эти книги, они сыграли свою полезную роль. Кстати, среди этих книг были «Эзоповы басни», а также басни Лафонтена, которые так нравились Крылову, что он носил их с собой.

Обычно, когда говорят о главной линии развития русской литературы, Крылова не упоминают. Первая половина XIX века – это Пушкин и Гоголь. Но эти корифеи высоко ценили и бесконечно высоко ставили Крылова. Пушкин призывал молодых литераторов учиться мастерству у Крылова, так как «Крылов во всех отношениях самый народный наш поэт».

Гоголь не отставал в этом смысле от своего друга и высказывался лаже более подробно: «В то время, когда наша поэзия совершала так быстро своеобразный ход свой, воспитываясь поэтами всех веков и наций, обвеваясь звуками всех поэтических стран, пробуя все тоны и аккорды, один поэт оставался в стороне. Выбравши себе самую незаметную и узкую тропу, шел он по ней почти без шуму, пока не перерос других, как крепкий дуб перерастает всю рощу, вначале его скрывавшую. Этот поэт – Крылов. Выбрал он себе форму басни, всеми пренебреженную, как вещь старую, негодную для употребления и почти детскую игрушку, — и в сей басне умел сделаться народным поэтом».

Памятник поэту в Твери можно назвать уникальным. Это не просто памятник – это ансамбль из бронзы и гранита, в центре находится сам памятник на высоком постаменте, где Крылов изображен в полный рост, а по бокам – 4 барельефа с изображениями сцен из его бессмертных басен «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Квартет», «Лев и волк», «Свинья под дубом», «Кукушка и петух», «Волк и журавль», «Лев состарившийся».

Памятник находится в небольшом сквере, он не очень виден с дороги, хотя и является достаточно выразительным.

Неоднократно посещал Тверь на пути из Петербурга в Москву и  А.С.Пушкин, а сейчас о пребывании великого поэта напоминают два памятника. Памятник Пушкину на набережной выполнен скульптором Олегом Комовым в 1974 году. Фигура поэта выполнена в полный рост. Его левая рука опирается на решетку, а через правую руку перекинут дорожный плащ. Говорят, что именно так Александр Сергеевич выглядел во время своего последнего приезда в Тверь 1 мая 1936 года. Поводом его приезда стало то, что Пушкин искал встречи с графом В.А.Соллогубом, чтобы стреляться с ним на дуэли. К счастью, секундантам удалось уладить дело. Соллогуб извинился перед Пушкиным устно, а перед его женой – письменно.

При входе в Драматический театр стоит бюст А.С.Пушкина – работа скульптора Е.Ф.Белашовой. Поначалу его хотели установить на месте дуэли А.С.Пушкина с Дантесом, а именно на Черной речке в Петербурге, однако в 1972 году памятник был открыт в Твери.

 

«Никто не забыт, ничто не забыто»

 

ОбелискВ память известным и безымянным героям Великой Отечественной войны в нашем городе в 1970 году был возведен мемориальный комплекс, центром которого стал обелиск Победы. Он был открыт 16 декабря в день 29 годовщины освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Архитекторами этого проекта стали И.Н. Миловидов и Г.Е. Саевич. Памятник получился величественным и монументальным. Его высота – 45, 5 метров, приблизительно с 8-9-этажный дом. Если сравнить с человеком – это огромная разница, а ведь памятник посвящен человеку. Даже не одному человеку, а тому народу, кто отдал свои жизни во имя других. У подножия обелиска – бетонно-железный фундамент. Он символизирует любовь народа к Родине – крепкую и надежную. На каждой из 4 сторон памятника прикреплена медная плита с барельефами и текстами, где увековечены подвиги героев фронта и тыла. Обелиск увенчан рострами – на каждой плоскости находятся остроугольные наконечники. Они как будто являются направляющими в разные концы света для обозначения того, что памятник посвящен всем воинам – героям, где бы они сейчас ни находились. В самом центре расположена факельная чаша огня Победы. Ни в одном городе не найти огня, который бы был поднят на такую высоту. Обелиск имеет внешнюю подсветку и оснащен сигнальными огнями, что придает ему некоторую тревожность, ощущение гордости за Родину и ее героев.

Регулярно у обелиска, который называют «постом номер один» выстраивается почетный караул. По тверской традиции здесь останавливаются свадебные кортежи – молодожены отдают дань памяти погибшим.

В гранитной стене скрыта капсула с письмом, обращенным к потомкам. Вскрыть капсулу по завещанию победителей должны будут только в 2045 году, в столетнюю годовщину победы над фашистской Германией.

Высоко над городом вознесся обелиск – колонна с рострами и бронзовой факельной чашей. Пока горит Вечный огонь, жива память поколений о суровых днях Великой Отечественной войны.

 

 

Яндекс.Метрика